ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Итоговое сочинение

Внимание!

Образы бланков итогового сочинения размещены в сети интернет и доступны по адресу http://ege.edu.ru/

 

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА

Участие:

Обязательно — для участников ГИА с получением аттестата

По желанию — для участников ГИА без получения аттестата (до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ )

Места проведения:

для участников ГИА с получением аттестата  — аккредитованная ОО

для участников ГИА без получения аттестата — места, определяемые ОИВ самостоятельно

Особенности проведения:

Для обучающихся СПО и ВПЛ возможность самостоятельно выбрать сроки написания итогового сочинения из числа установленных Порядком (п. 9.1. Порядка №1400 изменения от 07.07.2015)

Особенности проведения:

  • Бланковая технология с обязательным сканированием
  • Проверка Комиссией образовательной организации и оценивание по пяти критериям
  • Продолжительность — 3 часа 55 минут
  • Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня
  • Темы формируются по часовым поясам
  • Размещение тем за 15 минут – ege.spb.ru , fipi.ru

— Апелляции по итоговому сочинению (изложению) не принимаются. Участник, не согласный с результатом проверки, может написать сочинение повторно и потребовать проведение проверки сочинения городской комиссией.

— При необходимости, участник итогового сочинения (изложения) может потребовать в образовательной организации заверенную копию своего итогового сочинения (изложения).

Внимание!

Обучающиеся СПО, которые учатся в ОО СПО, имеющей аккредитацию по программам среднего общего образования (где выдают аттестаты за 11 класс), регистрируются на сочинение в своем учреждении.

Обучающиеся ОО СПО, которые учатся в ОО СПО, не имеющей права выдавать аттестаты за 11 класс, которые не планируют получать аттестат, регистрируются на сочинение в своем учреждении.

Обучающиеся ОО, в том числе СПО, которые учатся в ОО, не имеющей права выдавать аттестаты за 11 класс, которые планируют получить аттестат, регистрируются на сочинение, как экстернат обычной школы, т.е. НЕ через пункт регистрации выпускников прошлых лет (далее – ВПЛ).

Выпускники прошлых лет регистрируются в пункте регистрации ВПЛ

Обучающиеся в иностранной ОО регистрируются в пункте регистрации ВПЛ

Дата написания итоговых сочинений

7 декабря 2016

1 февраля 2017

 3 мая 2017

Итоговое сочинение (изложение) является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11), а также может быть использовано при приеме в образовательные организации высшего образования.

Итоговое изложение вправе писать:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке, проходит в образовательных организациях. Продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут.

Для написания сочинения (изложения) используются бланки единого формата, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участника, помимо регистрационного бланка и бланков записи, могут находиться только:

  • ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

Участникам запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения).

Итоговое сочинение (изложение) проверяется в той образовательной организации, где его писали участники. После написания проверяются работы всех участников, вне зависимости от того, влияет результат оценивания на допуск до ГИА или нет.

Участники итогового сочинения (изложения), которым необходимо получить допуск к ГИА-11, при получении неудовлетворительного результата (незачета) пишут работу в дополнительные сроки (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая).

Прием апелляций о несогласии с результатом оценивания итогового сочинения (изложения) не предусмотрен. Для предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) при получении неудовлетворительного результата, участник вправе подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Подробнее в разделе «Повторная проверка итогового сочинения»

Участникам, для которых сочинение не является допуском до ГИА, получают результат оценивания («зачет» или «незачет») только для информации. Они не допускаются до повторного написания сочинения. Оценка работы таких участников не влияет на их поступление в вуз, т.к. при подаче документов в вуз, приемная комиссия оценивает сочинение самостоятельно по собственным критериям оценивания.

Для предоставления итогового сочинения в приемную комиссию вуза можно получить копию работы в образовательной организации, где это сочинение было написано. Образовательная организация обязана предоставить копию итогового сочинения по письменному запросу участника.

 

 

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

«Разум и чувство»

«Честь и бесчестие»,

«Победа и поражение»

«Опыт и ошибки»,

«Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

  1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
    Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
  2. «Честь и бесчестие».В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
  3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
    В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
  4. «Опыт и ошибки».В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
    Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
  5. «Дружба и вражда».Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
    Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

 

Итоговое сочинение проверяется по пяти критериям:

  • Соответствие теме
  • Аргументация. Привлечение литературного материала
  • Композиция и логика рассуждения
  • Качество письменной речи
  • Грамотность

Более подробно ознакомиться с критериями оценивания сочинения можно на сайте ФГБНУ ФИПИ

 

Повторная проверка итогового сочинения

Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание комиссией образовательной организации, региональной экспертной комиссией должны завершиться не позднее, чем через неделю с даты проведения итогового сочинения (изложения). Каждое сочинение (изложение) обучающихся, выпускников прошлых лет проверяется одним экспертом один раз.

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться по месту регистрации.

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачёт».

Для предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) при получении неудовлетворительного результата, участник вправе подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений.

При использовании итогового сочинения (изложения) для приема в образовательные организации высшего образования будет проведена проверка сочинения (изложения) специалистами высшего учебного заведения.

 

К повторной сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году допускаются:

  • обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат («незачет»)
  • обучающиеся и выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально)
  • обучающиеся и выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально)

Особые условия прохождения ИС

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья. Продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Участники с ОВЗ могут выбрать форму испытания: сочинение или изложение. Для этого при подаче заявления необходимо предъявить рекомендации ПМПК (Лиговский пр., д.46, тел. 314-13-12, 764-57-56), а участникам-инвалидам — справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

При проведении итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете вместе с участником с ОВЗ могут присутствовать ассистенты, оказывающие им необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и другое.

Участники с ОВЗ в процессе написания итогового сочинения (изложения) имеют право пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в места проведения итогового сочинения (изложения), сочинение (изложение) может быть организовано на дому.