Энергосбережение. Шаг в будущее.

Одной из главных проблем человечества сегодня – это проблема разумного использования энергии.

 Энергосбережение приводит не только к экономии денег, но и позволяет заботиться о Планете в целом. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий.

Энергосбережение  – это очень важно, так как нам и нашим потомкам жить на нашей планете Земля!

Только целенаправленная работа по воспитанию у школьников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.  

В рамках воспитания бережного отношения к сохранению природных ресурсов, их разумному и экономному использованию школой организованы экскурсионные поездки на АО «ОДК-Климов», который является разработчиком и производителем авиационных двигателей, вертолетных редукторов, коробок самолетных агрегатов (КСА), турбостартеров, а также электронных систем автоматического управления (САУ), имеет собственное конструкторское бюро, современную производственную и испытательную базы, развитую сервисную службу. А двигатели ОДК-Климов эксплуатируются более чем в 80 странах.

      

С огромным интересом ребята посетили Санкт-Петербургский Горный Университет, где погрузились в увлекательный мир науки и открытий. В рамках экскурсий ребята посетили лекционные аудитории и лаборатории университета, где увидели научные исследования в действии и узнали больше о горной инженерии, геологии и других областях горных наук.

Эти поездки открывают новые горизонты для наших учеников и, надеемся, вдохновляют их на дальнейшее погружение в удивительный мир знаний.

С самых младших классов в школе проводятся познавательные уроки и классные часы в области энергосбережения для мотивации привычек у детей бережного отношения к электроэнергии и теплу, природных ресурсов и уважительного отношения к труду энергетиков. Задачей таких занятий является:

— развитие четкой гражданской позиции человека в обществе;

— расширение знаний об использовании электроприборов;

— воспитание гордости за приносимую пользу обществу; 

— воспитание экологической грамотности; привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

—  воспитание навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

— воспитание бережного отношения к природе. 

И не только воспитательная работа в отношении энергосбережения ведется в нашем учебном учреждении.

В здании нашей школы планомерно ведутся технические работы в этом направлении. Так в прошлом году были заменены 40 светильников с люминесцентными лампами на светодиодные, а в текущем году были заменены уже 60 светильников. И работы будут продолжаться. Кроме этого в рамках ремонтных работ утепляются откосы окон и меняются радиаторы на более современные и энергоэффективные. К тому же ведется строгий учет расходования электрической и тепловой энергии, воды, с целью анализа и выявления способов возможной экономии энергетических ресурсов.

И главная задача всего этого —  экономить энергию сегодня, чтобы использовать ее завтра, сохраняя Землю и человечество.

Сохранение природных ресурсов, их разумное и экономное использование — одна из задач экологии, которая должна решаться всем человечеством. Один из самых простых способов уменьшить загрязнения окружающей среды — беречь энергию, расходовать её более экономно.

Принятие Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 512–р, активизировало деятельность в области популяризации и пропаганды энергосбережения.

Исторический опыт пропаганды энергосбережения

Поводом для осмысления значимости энергосбережения послужило развитие международного сотрудничества, в первую очередь с такими зарубежными странами, как Великобритания, Дания, Франция, Германия, Норвегия. Эти государства с периода энергетического кризиса 70-х годов прошлого века накопили достаточно богатый опыт в области энергосбережения и выразили готовность поделиться им.

Впервые острая необходимость экономить энергию, в особенности электрическую, назрела во время Великой Отечественной войны – ресурсы требовались в первую очередь для оборонных предприятий, ведь от их работы зависела, без преувеличения, судьба всей страны. Беречь ресурсы, кстати, призывали во всех странах, воевавших с нацистской Германией: в той же Великобритании популярностью пользовались плакаты, призывающие экономить газ или обвинявшие тех, кто ездит в одиночку и расходует дефицитный бензин, в том, что они «ездят с Гитлером». В советской пропаганде, главным девизом которой стала фраза «Всё для фронта, всё для победы», тема энергосбережения возникла лишь в 1945 году. Тогда, уже под конец войны, возник лозунг: «Экономя киловатты, ты даёшь на фронт гранаты».

Возросшая активность в вопросах энергосбережения потребовала развития нормативно-правовой базы. Начало процессу формирования принципов и механизмов государственной политики в области энергосбережения РФ было положено выходом в свет постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» (№ 371 от 01.06.92 г.) и одобрением в этом же году Правительством РФ Концепции энергетической политики России.

Принятый 7 мая 1995 г. Указ Президента Российской Федерации № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» поставил во главу угла энергетической политики государства проблему повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и в том же году Постановлением Правительства РФ (№ 1006 от 13.10.1995 г.) были одобрены «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года».

2 ноября 1995 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению», в котором федеральным органам исполнительной власти и субъектам Российской Федерации была поручена разработка первоочередных нормативных документов, в частности, по переводу потребителей энергоресурсов на приборный учет потребляемой энергии, введению правил учета газа, электрической и тепловой энергии, совершенствованию государственной статистической отчетности по использованию топливно-энергетических ресурсов и т.д.

В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении», а 11 сентября 1997 г. Указом Президента РФ от № 1010 «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации».

В конце девяностых годов XX в. вышли первые пять ГОСТов по тематике энергосбережения. Они должны были стать основой стандартов энергосбережения. В 1998 и 2001 гг. были приняты две федеральные целевые программы, в дальнейшем не реализованные в полном объеме.

В 2003 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 г. была утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Одна из приоритетных задач Энергетической стратегии — повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития.

Работа учреждения в данном направлении, экономия энергоресурсов проведение мероприятий в учреждении

В целях экономии энергоресурсов в учреждении проводятся следующие мероприятия:

  1. Ежедневной проверки работы приборов и состояния водопроводной и отопительной систем, своевременное принятие мер по устранению неполадок.
  2. Своевременная замена кранов, сантехники, технологического оборудования, недопущение утечек воды.
  3. Контроль за правильной (рациональной) эксплуатацией холодильного и технологического оборудования.
  4. Проведение инструктажа с сотрудниками по экономии энергоресурсов, осуществление ежедневного контроля за работой электрического освещения, водоснабжения, своевременным отключением оборудования, компьютерной и иной техники.
  5. Проведение ежемесячного анализа потребления энергоресурсов.
  6. Проведение классных часов по вопросам экономии энергоресурсов.

Воспитание сознательного стремления и умения реализовывать энергосберегающие мероприятия

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля»,
и пересесть из него просто некуда».
Антуан де Сент-Экзюпери

Энергосбережение – дело для всех – польза для каждого.

Первоначальные знания об энергоресурсах и электричестве учащиеся получают в начальных классах из разных источников. Учителя начальных классов практически на каждом уроке имеют возможность вести работу по энергосбережению: это решение экологических и экономических задач на уроках математики, при проведении олимпиад; запись различных предложений или текстов на уроках русского языка; использование стихов и рассказов, разгадывание загадок, разрешение проблемных ситуаций по данной тематике на уроках литературного чтения и «Окружающий мир». На уроках «Окружающий мир» к примеру, учащиеся получают первоначальные знания об электричестве, электроприборах.

В третьей четверти в нашей школе будет проведен единый урок «Экология и энергосбережение». Среди учащихся начальных классов пройдет акция «Береги природу – сдай батарейку». Ребятам расскажут о том, что использованные батарейки могут очень сильно навредить природе и людям, если их выбросить в мусорное ведро. Поэтому их необходимо сдавать в специальный пункт приема батареек для переработки. Кроме того, планируется конкурс рисунков, плакатов и поделок на тему «Мы бережем экологию и электроэнергию».      

В 5-11 классах пройдут классные часы «Энергосбережение для всех и каждого», целью которых развитие экологического мышления учащихся, вовлечение их в реальную деятельность по изучению окружающей среды и её охране, привлечение внимания к использованию энергии, экономии энергии и энергоресурсов, привитие навыков экологически безопасного стиля жизни. В ходе классного часа будут рассмотрены экологические проблемы России и причины их возникновения,  правила экономии электроэнергии.

Способы энергосбережения

Энергосберегающая лампа: новый век – новый свет.

Использование передовой осветительной техники (энергосберегающие лампы, осветительные системы).

Преимущества энергосберегающих ламп:

  1. Потребляют в 5 раз меньше электроэнергии, чем ЛН, при той же светоотдаче.
  2. Имеют длительный срок службы –6-8 тыс. часов и более (до 15 тыс. часов).
  3. Меньше нагружают электрические сети.
  4. Пожаробезопасны.
  5. Позволяют экономить до 80 % электроэнергии. Экономичное использование освещения.

Светодиодные лампы – абсолютный лидер по качеству света, безопасности и энергосбережения. Экономия электроэнергии достигает 50% по сравнению с люминесцентными лампами и 90% -по сравнению с простыми лампами накаливания.

Срок службы светодиода достигает 50 000 часов, что в 100 раз больше срока службы лампы накаливания и в 10 раз больше срока службы компактной люминесцентной лампы. Светодиод прочен и стоек к механическому воздействию и вибрации. Светодиодная лампа, в отличие от люминесцентных ламп, не содержит ртути и других вредных веществ и не требует какого-либо специального уничтожения после использования, не мерцает, как люминесцентная лампа. Кроме того, светодиод — низковольтный электроприбор, который почти не нагревается, а значит электро- и пожаробезопасный.

Холодильник потребляет меньше электроэнергии если стоит в помещении с температурой 20 градусов, в следствие чего холодильник расходует на 6% меньше энергии, по сравнению с тем, если стоит  холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая наледь в морозильнике. Поэтому холодильники без системы «No frost» необходимо своевременно размораживать. От этого он будет работать экономичней.

На одной кухонной утвари можно сэкономить десятки или сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Осенью необходимо утеплять в доме все окна, балконы и двери, не забывать закрывать двери в подъезде, не держать форточки постоянно открытыми, на ночь закрывать занавески, чтобы удержать тепло, правильно расставлять мебель в квартире (диван и стол отставлять от батареи), чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру

При использовании пылесоса на треть заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40 процентов, соответственно, на эту же величину возрастает расход потребления электроэнергии.

Стирка в стиральной машине при полной загрузке машины, вместо стирки при неполной загрузке приведет к экономии 15-20 кВтч энергии в месяц.

Необходимо рационально выбирать и температурный режим при стирке. Экономия энергии может составить при этом 0,2-0.5 кВтч на каждый процесс стирки. Выбирайте программу при стирке не только в зависимости от материала, но и с учетом загрязнения. Это позволяет экономить до 30% электроэнергии, 15л воды, до 20% стирального порошка и 25% времени, а также беречь вещи.

Используйте автоматическую стиральную машинку в ночное время (при установке двухтарифного счетчика). Настройте свой домашний компьютер на экономичный режим работы (отключение монитора, переход в спящий режим, отключение жестких дисков и т.д.).

Особо следует остановиться на кипячении воды на электрической плите. Для рационального использования энергии необходимо налить воды ровно столько, сколько потребуется для данного случая. Совершенно неразумно наливать полный чайник, а впоследствии его подогревать.

Одним из условий улучшения работы электрочайника и посуды является своевременное удаление накипи. Накипь – это твёрдый осадок на внутренних стенках посуды, который образуется в результате многократного нагревания и кипячения воды. Накипь обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно. Кроме того, изолированные  от воды слоем накипи стенки посуды нагреваются до высоких температур, при этом железо постепенно окисляется, что приводит к быстрому прогоранию посуды.

Памятка «Краткие рекомендации по энергосбережению в быту»

  1. Уходя, гасите свет. Максимально используйте естественное освещение. Вовремя отключайте электрическое освещение!
  2. Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон.
  3. Попробуйте использовать вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75%).
  4. Отключайте все электроприборы, когда они не используются, полностью — вынимайте вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания). Включайте телевизор или компьютер тогда, когда действительно собираетесь им воспользоваться. Принтер включайте не одновременно с компьютером, а только в том случае, если надо что-то распечатать.
  5. Регулярно удаляйте накипь внутри чайника, она увеличивает затраты энергии на кипячение воды.
  6. Диаметр днища кастрюль должен быть равным диаметру конфорок.
  7. Холодильник должен быть установлен в прохладном месте, подальше от электроплиты и батарей, его задняя стенка должна быть чистой и не должна примыкать вплотную к стене. Дверцу морозильной камеры всегда необходимо плотно закрывать.
  8. Не заслоняйте батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно. В холодное время года при слишком мощном отоплении не открывайте окна в помещении, лучше отрегулируйте температуру обогрева.
  9. Не забывайте выключать воду! Это поможет сэкономить не только воду, но и электричество.
  10. Наливайте в электрочайник необходимое количество воды.
  11. Необходимо вовремя очищать мешок пылесоса для сбора пыли.